Водители ждут перемен. Автогражданка, медосвидетельствование водителей и техосмотр - три главных новости этого месяца

Ноябрь не был богат на нормативные акты и их проекты, которые касаются водителей и владельцев автомобилей. Пожалуй, из наиболее важных - таких всего три. Выложен для общественного обсуждения приказ Минтранса о том, как фотографировать машины при техосмотре. В Госдуму внесен облегченный проект поправок в закон об ОСАГО. Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение поправки в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", касающиеся выявления медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами, а также обмена информацией с медицинскими организациями.

Техосмотр под объективом

Но обо всем по порядку. Буквально на днях на общественное обсуждение был выложен проект приказа Минтранса, устанавливающий требования к фотографиям, которые будут делать операторы техосмотра при диагностике автомобиля. Напомним, что в соответствии с поправками в закон о техосмотре, которые были подписаны этим летом и вступят в силу 8 июля следующего года, операторы техосмотра должны фотографировать машины, которые приезжают на диагностику.

Фотографий должно быть три. Первая делается перед началом диагностики. Она должна содержать изображение машины сзади, которое позволяет определить марку, модель, цвет и государственный регистрационный номер.

Вторая фотография делается в любой период времени от начала до окончания технического диагностирования. На ней должно быть изображение идентификационного номера VIN автомобиля.

И третье фото делается по окончании процесса диагностики. На нем должно быть изображение машины спереди, а прицепа и полуприцепа сзади, которое позволяет определить марку, модель, цвет и государственный регистрационный знак.

Файлы с фотографиями должны быть в формате JPG и содержать дату, время, координаты места. Они также должны быть некорректируемыми: как это будет обеспечиваться - пока непонятно. Скорее всего, появится специальная программа или мобильное приложение, с помощью которых будет производиться съемка. По примеру того, как это реализовано в ОСАГО для оформления аварии по Европротоколу. Другие способы обеспечить некорректируемость изображений придумать сложно. А такой софт тоже стоит денег.

При этом координаты места съемки автомобиля должны находиться в радиусе 150 метров от координат пункта технического осмотра, которые указаны в реестре операторов технического осмотра. Это сделано для того, чтобы лишний раз подтвердить, что машина на техосмотр приезжала. А 150 метров - своеобразная погрешность на точность определения координат.

Фотофиксация прохождения техосмотра вводится для того, чтобы заставить автомобилистов проходить ТО, а не покупать диагностические карты, как это делается сейчас повсеместно. Изначально вообще планировалось записывать весь процесс диагностики на видео и выкладывать в автоматизированной информационной системе техосмотра АИС ТО, но потом от этой идеи отказались. Слишком высоки затраты на видеосъемку и хранение данных. Решили обойтись малой кровью - фотографиями.

Напомним, что после того, как техосмотр перестал контролироваться ГИБДД, он превратился в самый обычный сбор. Большинство автомобилистов его просто покупают. Его покупают даже те, кто перевозит пассажиров. Поэтому сейчас Госавтоинспекция вернула себе контроль за техосмотром автобусов. Теперь же в правительстве с подачи Центробанка обсуждается вопрос о полной передаче контроля над техосмотром Госавтоинспекции от Российского Союза Автостраховщиков. Но пока этот вопрос подвис в воздухе.

Стоит напомнить, что когда ТО проходили при участии ГИБДД, на пунктах также велась видеозапись приезжающих машин. Сделано это было для борьбы с коррупцией. Однако некоторые автовладельцы и при таких условиях покупали заветный талон. Спасет ли от торговли диагностическими картами фотография - покажет будущее.

Надо сказать, что большинство автоэкспертов считает, что от техосмотра легковых частных машин надо отказываться. По их мнению, в международной конвенции о дорожном движении прописан обязательный контроль за техническим состоянием грузовиков и автобусов. Но при этом указано, что национальное законодательство может расширить это требование и на другие виды транспорта. То есть конвенция не обязывает проведение ТО легковушек, незадействованных в грузопассажирских перевозках. Если пойти по этому пути, то Госавтоинспекции легче будет сконцентрировать внимание на грузовиках и автобусах. А владельцы легковушек вздохнут свободнее и перестанут финансировать "кривые" схемы получения диагностических карт. Тем более, что большинство все-таки следит за состоянием своих машин.

Перелом не подорожает

В Госдуму внесен новый проект поправок в закон об ОСАГО, альтернативный ранее внесенному правительством. Собственно, все отличие состоит в том, что убраны спорные поправки, чтобы ускорить процесс прохождения этого законопроекта и продолжить так называемую индивидуализацию тарифов.

Однако насколько эти поправки можно считать спорными? Например, убрали повышение лимита выплат по жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов. То есть, по-прежнему, смерть в автокатастрофе будет у нас самой дешевой. Погибать лучше в общественном транспорте - там лимит выплат в 4 раза выше. Да и стоимость любой травмы высчитывается в процентах из установленного лимита. Так что в общественном транспорте перелом руки будет в 4 раза дороже, чем та же травма, полученная в аварии с частным автомобилем.

Также остается территориальный коэффициент, который повышает или понижает стоимость страховки в зависимости от места проживания автовладельца. Его размер от 0,6 до 2,1. То есть в каких-то регионах стоимость полиса почти в два раза дешевле базовой цены, а в Челябинске, например, дороже более чем вдвое.

Повышение лимита выплат по жизни и здоровью должно было повлечь за собой повышение стоимости полиса ОСАГО на 15 процентов. Именно это и останавливало законодателей от принятия поправки. Отмена территориального коэффициента увеличивала стоимость полиса в безубыточных регионах, и понижало в тех, где ОСАГО убыточно. Кстати, хотя Москва и не убыточный регион, за страховку здесь платят вдвое дороже от базового тарифа, таким образом финансируя другие регионы.

Кроме того, в новом законопроекте нет такой возможности снизить стоимость полиса, как использование телематических устройств, показывающих стиль вождения клиента. Этот пункт не понравился законодателям тем, что телематику будут устанавливать только аккуратные водители и получать скидку. Лихачи телематику устанавливать не будут. Они не получат скидки, но и повышенный коэффициент им грозить не будет.

Российский Союз Автостраховщиков поддерживал такой компромиссный вариант поправок об индивидуализации закона об ОСАГО. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс. Он пояснил, что, обсуждая законопроект на парламентских слушаниях в Совете Федерации, представители властей и страховщики сошлись во мнении, что индивидуализация тарифов по ОСАГО сама по себе приведет к более справедливому ценообразованию в обязательной "автогражданки" и сделает цены ниже для безаварийных автовладельцев. Участники заседания высказались за скорейший запуск второго этапа реформы по индивидуализации тарифов по ОСАГО.

Поправки, вокруг которых споров не было, сохранились.

Так, коэффициент мощности двигателя по-прежнему предлагается исключить, при этом тарифный коридор будет расширен на 30% вверх и вниз. Кроме того, предлагается сохранить повышающий коэффициент за грубые нарушения правил дорожного движения (превышение скорости более, чем на 60 км/ч, езда за рулем в пьяном виде, пересечение двойной разделительной линии в местах, где это запрещено). С одной стороны, этот коэффициент позволит страховщикам точнее оценивать потенциальную аварийность автовладельцев, а с другой, простимулирует автовладельцев избегать грубых нарушений ПДД. Это должно в целом привести к повышению безопасности дорожного движения, полагает Игорь Юргенс.

Президент РСА напомнил, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО стартовала 9 января 2019 года. Для страховщиков это послужило сигналом к улучшению ситуации на рынке обязательной "автогражданки" и привело к усилению конкуренции между ними. С этого момента РСА постоянно фиксировал снижение средней премии по ОСАГО. По итогам 9 месяцев 2019 года средняя цена полиса ОСАГО снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4%, то есть с 5 703 до 5 395 рублей.

- Мы убеждены, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведет к еще большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев, - отметил Игорь Юргенс.

Медсправка станет электронной

И еще один громкий законопроект выставило на общественное обсуждение МВД. Речь идет о поправках в закон "О безопасности дорожного движения". Ими устанавливается формирование медицинского заключения в виде электронного документа (бумажный аналог может быть дополнительно выдан по желанию владельца). Таким образом, отпадает нужда при получении или замене водительского удостоверения предоставлять медицинское заключение в бумажном виде - всю необходимую информацию Госавтоинспекция сможет запросить через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, МВД России сможет получать информацию о медицинских противопоказаниях к управлению автомобилем и в том случае, когда они появились до истечения срока действия водительского удостоверения.

Так, если у водителя обнаружат заболевание, при котором нельзя садиться за руль, информация об этом будет зафиксирована в медицинской информационной системе и предоставлена в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. А сам водитель должен будет в течение месяца пройти внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. В случае подтверждения заболевания или неявки на внеочередное освидетельствование, соответствующая информация предоставляется МВД России для аннулирования водительского удостоверения.

В итоге данные нововведения позволят исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами водителей, имеющих медицинские противопоказания, что определенно положительно скажется на безопасности дорожного движения.

Кроме того, эти изменения позволят оптимизировать межведомственное информационное взаимодействие Минздрава и МВД России и сократить временные затраты граждан при получении или замене водительского удостоверения.

Но заработает все это не скоро. Планируется, что поправки вступят в силу только с 1 июля 2022 года. Связанно это с тем, что только к 2022 году планируется оснастить все медицинские организации соответствующей техникой с доступом к медицинским информационным системам.

Необходимость получения Госавтоинспекцией оперативной информации о противопоказаниях и ограничениях на управление водителей легко объясняется. В течение последних трех лет было установлено более 77,1 тысяч случаев наличия у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами. 15 448 случаев в 2017 году, 28 603 - в 2018 году и 33 126 - по итогам 9 месяцев 2019 года.

В связи с этим более 36 тысяч водительских удостоверений было аннулировано на основании судебных решений о прекращения права ‎на управление транспортными средствами. Из них 11 478 водительских удостоверений было аннулировано в 2017 году, 12 866 - в 2018 году и 11 718 - по итогам 9 месяцев 2019 года.

‎В остальных случаях было прекращено право управления отдельными категориями транспортных средств с заменой водительских удостоверений тем водителям, кто приобрел заболевания, являющиеся медицинскими противопоказаниями или ограничениями к управлению транспортными средствами.

Сообщает “Российская газета”

Дата публикации: 2.12.2019


Комментарии (0)

Комментариев нет

Отправить комментарий

Авторизация

Курсы валют ЦБ РФ
Валюта RUB
USD
EUR